Последние темы
» Самолёт и разъезд Редутский.автор Victor Z Сб Ноя 23, 2019 1:32 am
» С Днём Победы!
автор Victor Z Вт Май 08, 2018 5:40 pm
» С Днём Победы!!!
автор Victor Z Вс Май 07, 2017 7:29 pm
» Самолёт по ст.Шапсугской.
автор Victor Z Вс Сен 04, 2016 7:17 pm
» Августа 2016.
автор Victor Z Ср Авг 03, 2016 6:11 pm
» С Днём Победы !!!
автор Victor Z Пн Май 09, 2016 4:52 am
» Нам доверена память.
автор Victor Z Пн Апр 11, 2016 6:08 pm
» Медальон.
автор Татьяна Вт Мар 08, 2016 12:09 pm
» Вахта памяти.
автор Victor Z Вс Ноя 08, 2015 2:55 am
Шиферные бомбы и мины
Участников: 3
Страница 1 из 1
Шиферные бомбы и мины
Советское изобретение сороковых прошлого века: Шиферные бомбы Новороссийцы изготавливали их на цементных заводах.
В том числе шиферные мины, которые в 40-х годах прошлого века их выпускал завод “Коммунар”. Образцы “строительного” оружия можно увидеть в городском музее-заповеднике. Заместитель директора музея Лев СТЕПКО, описавший эти экспонаты, перечисляет все их плюсы и минусы. Водонепроницаемый корпус повышает их надежность. Минимум металлических деталей (только взрыватель) делает мину неуязвимой для миноискателей. Но главное преимущество, из-за которого были пущены в серийное производство такие бомбы и мины, - доступность и дешевизна сырья. Оно практически лежало под ногами. Правда, такое вооружение имело, по сравнению с обычным, повышенную хрупкость и могло повредиться при дальних транспортировках. Бетонные бомбы и шиферные мины “употреблялись” советскими войсками в битве за Кавказ. Документов, которые могли бы поведать о том, как сугубо мирные строительные предприятия превращались в военные заводы, в местных музеях раз-два и обчелся. В материалах бывшего начальника военного отдела Главцемента Наркомпромстройматериалов С.Д.МАКАШЕВА всего несколько строчек об этом. Сказано, что на заводе “Пролетарий” была создана поточная линия для производства цементных корпусов авиабомб - так называемых ЦАБов. Всего их вышло с “пролетарского” конвейера около 20 тысяч штук. Историк Сергей НОВИКОВ в архивах музея цементной промышленности нашел накладную, подтверждающую, что все цементные заводы перешли на изготовление подобной продукции, выпуская ее с ноября 1941 года по август 1942-го, когда немцы вплотную подошли к Новороссийску. Оборудование заводов пришлось эвакуировать в Грузию и Среднюю Азию, там и продолжали работать на нужды фронта. - Местные цементники освоили универсальную технологию, - говорит Сергей Новиков. - ЦАБы делали на многих советских производствах. И в основном их использовали в учебных целях. Но те бомбы, которые изготавливали в Невьянске, Вольске и Новороссийске, применялись еще и в бою. Местные умельцы “лепили” из новороссийского цемента железобетонные оболочки даже и для уникальных пятитонных бомб. Где и для чего потребуется местное вооружение, зависело только от его начинки. В бетонный корпус могли поместить и взрывчатые, и химические вещества. Последние использовались в осветительных бомбах. Их сбрасывали на конкретную цель, но они не взрывались, а с земли освещали летчикам места бомбардировки. Скорее всего, корпуса снарядов отправлялись в арсеналы, а там уже их заполняли толом или тротилом военные.
В принципе, в изготовлении новых изделий не было ничего сложного. Свежую асбоцементную массу - так называемый этернит - помещали в деревянные формы. И из сырых плит-заготовок как бы складывали по шаблонам коробки разного объема. Края, выступающие за границы форм, смачивали и обрезали. Будущие корпуса мин ставили в специальные камеры для сушки. Готовые коробки вкладывались друг в друга. “Коммунарские” изделия использовались против танков. Летом, когда фронт приблизился к Новороссийску, “минное” оборудование подготовили к эвакуации. Но вывезти не смогли - его разбомбили на железнодорожной станции...
В том числе шиферные мины, которые в 40-х годах прошлого века их выпускал завод “Коммунар”. Образцы “строительного” оружия можно увидеть в городском музее-заповеднике. Заместитель директора музея Лев СТЕПКО, описавший эти экспонаты, перечисляет все их плюсы и минусы. Водонепроницаемый корпус повышает их надежность. Минимум металлических деталей (только взрыватель) делает мину неуязвимой для миноискателей. Но главное преимущество, из-за которого были пущены в серийное производство такие бомбы и мины, - доступность и дешевизна сырья. Оно практически лежало под ногами. Правда, такое вооружение имело, по сравнению с обычным, повышенную хрупкость и могло повредиться при дальних транспортировках. Бетонные бомбы и шиферные мины “употреблялись” советскими войсками в битве за Кавказ. Документов, которые могли бы поведать о том, как сугубо мирные строительные предприятия превращались в военные заводы, в местных музеях раз-два и обчелся. В материалах бывшего начальника военного отдела Главцемента Наркомпромстройматериалов С.Д.МАКАШЕВА всего несколько строчек об этом. Сказано, что на заводе “Пролетарий” была создана поточная линия для производства цементных корпусов авиабомб - так называемых ЦАБов. Всего их вышло с “пролетарского” конвейера около 20 тысяч штук. Историк Сергей НОВИКОВ в архивах музея цементной промышленности нашел накладную, подтверждающую, что все цементные заводы перешли на изготовление подобной продукции, выпуская ее с ноября 1941 года по август 1942-го, когда немцы вплотную подошли к Новороссийску. Оборудование заводов пришлось эвакуировать в Грузию и Среднюю Азию, там и продолжали работать на нужды фронта. - Местные цементники освоили универсальную технологию, - говорит Сергей Новиков. - ЦАБы делали на многих советских производствах. И в основном их использовали в учебных целях. Но те бомбы, которые изготавливали в Невьянске, Вольске и Новороссийске, применялись еще и в бою. Местные умельцы “лепили” из новороссийского цемента железобетонные оболочки даже и для уникальных пятитонных бомб. Где и для чего потребуется местное вооружение, зависело только от его начинки. В бетонный корпус могли поместить и взрывчатые, и химические вещества. Последние использовались в осветительных бомбах. Их сбрасывали на конкретную цель, но они не взрывались, а с земли освещали летчикам места бомбардировки. Скорее всего, корпуса снарядов отправлялись в арсеналы, а там уже их заполняли толом или тротилом военные.
В принципе, в изготовлении новых изделий не было ничего сложного. Свежую асбоцементную массу - так называемый этернит - помещали в деревянные формы. И из сырых плит-заготовок как бы складывали по шаблонам коробки разного объема. Края, выступающие за границы форм, смачивали и обрезали. Будущие корпуса мин ставили в специальные камеры для сушки. Готовые коробки вкладывались друг в друга. “Коммунарские” изделия использовались против танков. Летом, когда фронт приблизился к Новороссийску, “минное” оборудование подготовили к эвакуации. Но вывезти не смогли - его разбомбили на железнодорожной станции...
Палыч- Сообщения : 855
Дата регистрации : 2011-02-28
Re: Шиферные бомбы и мины
Спасибо,познавательно.
Найти б ,хоть посмотреть что это на самом деле.
Найти б ,хоть посмотреть что это на самом деле.
Victor Z- Сообщения : 903
Дата регистрации : 2011-03-06
Возраст : 58
Откуда : краснодарский край
Re: Шиферные бомбы и мины
Да, интересная информация
Татьяна- Сообщения : 344
Дата регистрации : 2011-03-11
Возраст : 55
Re: Шиферные бомбы и мины
Вот в крайний выезд нашёл фрагменты бетонной бомбы.. в бетон залиты маленькие куски арматуры, как поражающий элемент.Victor Z пишет:Найти б ,хоть посмотреть что это на самом деле.
при встрече передам в музей
Палыч- Сообщения : 855
Дата регистрации : 2011-02-28
Re: Шиферные бомбы и мины
Интересный экземпляр,и далеко не частый.Спасибо Палыч за суету.
А зацепил ты его как,по чермету что в ней??????
А зацепил ты его как,по чермету что в ней??????
Victor Z- Сообщения : 903
Дата регистрации : 2011-03-06
Возраст : 58
Откуда : краснодарский край
Re: Шиферные бомбы и мины
ну да.. как чермет.. сверху.. перегруз шёл.
там наверно и больше можно фрагмент найти.. всё звенит.. и кости вокруг сверху попадаются... походить там смысл есть.. но добираться туда просто жесть.. реальный маффынка нужон
там наверно и больше можно фрагмент найти.. всё звенит.. и кости вокруг сверху попадаются... походить там смысл есть.. но добираться туда просто жесть.. реальный маффынка нужон
Палыч- Сообщения : 855
Дата регистрации : 2011-02-28
Re: Шиферные бомбы и мины
Палыч,по поводу дороги.......куда сможем доехать .......есть те люди кто сможет многое приодолеть и трудности маршрута тоже.
По поводу останков....это уже интересно.....хорошая информация.
По поводу останков....это уже интересно.....хорошая информация.
Victor Z- Сообщения : 903
Дата регистрации : 2011-03-06
Возраст : 58
Откуда : краснодарский край
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения